Закрыть

Вкусные картины: полотна Кустодиева

Просмотров: 2890

* Сейчас нет активных акций от партнёров

Статья

Жители России конца 19-го и начала 20-го веков отличались особым отношением к церемонии чаепития. В те далёкие времена всевозможные морсы, компоты и газированные напитки были не в ходу. Зато чай пили всюду: дома и в гостях, в гостиницах и на вокзалах, в театральных буфетах и клубах, на постоялых дворах и в трактирах.


Пили чай только из самовара. К нему полагалось подавать колотый сахар, леденцы, карамель и всевозможную выпечку. Чайная церемония не ограничивалась только вкушением ароматного горячего напитка. Русское чаепитие имело глубокий духовный смысл. Подтверждение этому мы находим в творчестве замечательного художника Бориса Кустодиева, в картинах которого часто появлялись сюжеты на тему чаепития в провинциальной и купеческой России.

На знаменитой картине художника "Купчиха за чаем" (1918) мы видим перед собой пышнотелую чернобровую женщину. Красавица держит в правой руке глубокое блюдце с чаем. Она сидит за красиво сервированным столом, на котором красуются большой медный самовар с расписным фаянсовым чайником наверху, изящная чашка из того же сервиза, разрезанный спелый арбуз, фрукты и сдобный кекс с изюмом. Молодая женщина в открытом шелковом платье смотрит на зрителя спокойно и невозмутимо. Безмятежность чаепития подчеркивается голубым небом на фоне террасы. В картине нет даже намёка на то, что на дворе бурлит 1918 год с его революционными событиями. В сознании художника традиционное русское чаепитие ассоциируется с душевным равновесием человека и его близостью к родной природе.


Kusdodiev1.jpg

В другой известной работе Кустодиева "Извозчик в трактире" (1920) чаепитие также является главной темой картины. Зритель имеет возможность наблюдать, как сидящий за самоваром извозчик неторопливо пьёт чай из блюдечка и задумчиво вглядывается в пейзаж за окном. Кристальная прозрачность стекла словно удаляет преграду стены, подчёркивая единство мира внешнего и внутреннего. Сам художник очень точно выразил своё отношение к картинам на темы быта и русского чаепития: "Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, – любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему "русскому" – это было всегда единственным "сюжетом" моих картин."


Автор материала: Вера Золотова