Просмотров: 2522
Современному зрителю хорошо известна картина выдающегося российского живописца Валентина Серова "Девочка с персиками". История создания этого портрета очень интересна. Картина, находящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, была написана художником летом 1887 года. Художник гостил в то время в усадьбе Абрамцево, принадлежавшей семье известного московского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В один прекрасный солнечный день в столовую дома вбежала раскрасневшаяся от бега двенадцатилетняя дочка хозяина Вера. Девочка присела на минутку за стол, взяв в руки спелый персик. 22-летний Серов, восхищенный юной красотой, свежестью и непосредственностью девочки, тут же предложил ей позировать для будущей картины. Живописец создавал свой шедевр в течение двух месяцев и по окончании работы подарил портрет Елизавете Мамонтовой, матери юной Веруши.
На этой картине художник изобразил девочку сидящей за большим обеденным столом в столовой родительского дома. Она одета в свободную розовую блузу, украшенную тёмно-синим бантом с нарядной алой вставкой. В руках девочки зритель видит спелый золотистый персик. Ещё несколько аппетитных плодов небрежно разбросаны на поверхности стола, рядом с ними видны изящный нож и подёрнутые желтизной кленовые листья, которые напоминают о скоротечности поры безмятежного детства.
На стене просторной столовой красуется выполненная в технике майолики декоративная керамическая тарелка, а за правым плечом Веры угадывается расписанная самим Серовым деревянная фигурка гренадёра, приобретённая её родителями у мастеров Сергиева Посада.
Густые непокорные волосы девочки кажутся немного растрёпанными, а взгляд её карих выразительных глаз искрится лукавством. Поза юной проказницы выдаёт её нетерпение. Зрителю кажется, что она вот-вот выскочит из-за стола и помчится играть в благоухающий летний сад. Из окон комнаты льётся мягкий солнечный свет, наполняя пространство помещения радужными бликами.
Картина "Девочка с персиками», написанная Серовым более 130 лет назад, и в наше время покоряет зрителя теплом, искренностью и неповторимой красотой. Вот как писал об этом портрете известный художник и искусствовед Игорь Грабарь: "Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз творения творцов. К таким... надо отнести и тот серовcкий портрет. Из этюда девочки в розовом ... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи".
Автор статьи: Вера Золотова