Просмотров
658

Статьи карьера, любовь, астрология → Хлебный Спас, Ореховый Спас, Холщовый Спас, Спожинки


У многих народов мира праздник сбора урожая в прошлом являлся одним из самых значимых в году. Правда, в зависимости от климатических условий и сложившихся традиций праздник отмечался в разные месяцы – где-то в августе-сентябре, где-то – в октябре-ноябре, а где-то даже зимой. Шло время, и с укоренением христианства праздник урожая несколько видоизменился, заняв более или менее устойчивое место в сельскохозяйственном календаре. Нынче его в основном справляют с начала августа по начало октября.

Chlebnyj-spas.jpg

Как же праздник щедрой осени отмечают в Европе и России?


В Сицилии в период сбора урожая верующие люди украшают образ Богоматери колосьями. В Англии выпекают хлеб из новой пшеницы и несут его торжественно в храм на освящение. В Южной Исландии и Норвегии по завершении сенокоса сельские жители закалывают барашка или телёнка и устраивают различные увеселительные мероприятия. В Германии на эрнтеданкфест женщины плетут из колосьев или виноградных листьев корону и несут её в церковь или проходят с ней по улицам деревни, также они проносят по сельской местности красиво оформленные фрукты, вино, мёд и злаки или устанавливают их в церкви. 

Хлебный Спас, Ореховый Спас, Холщовый Спас, Спожинки


В России в прежние века крестьяне варили пиво, затем, взяв с собой баранью лопатку или петуха, собирались в церкви и угощали священника свежим хлебом. При уборке хлеба делали из соломы куклу, наряжали её в красный сарафан, сажали ей на голову кокошник, а на шею одевали бусы. После этого куклу несли вдоль сельских дорог, сопровождая шествие плясками и песнями. В некоторых областях России такую куклу изготавливали из последнего снопа, и тогда она звалась именинником. 

Иногда крестьяне отправлялись на господский двор вместо куклы с караваем, за что получали от помещика вино и приличное угощение. Бывало также, что в господский дом простой люд являлся без каравая, но с венками из колосьев, и тогда длительным пением и плясками тоже можно было заслужить вкусную награду!

Kolosja.jpg


После отмены крепостного права у себя в избе крестьяне также отмечали сбор урожая. Третий Спас знаменовал повсеместно жатву, и, по обычаю, последними колосьями женщины обвязывали серпы и клали их под иконы – до следующего года. Хозяйки пекли пироги из свежей муки, на ярмарках начиналась торговля холостом и полотнами. 

«Когда же будут сжаты яровой хлеб и рожь, то оставляют небольшой клок не сжатого хлеба, по словам крестьян Нерехотского уезда: «волотка на бородку». Тут, может быть, имеется в виду волотка, волоть волокно, но кому на бородку – другой вопрос…

Может, поговорка эта происходит со времён незапамятных и принадлежит язычеству, когда почитали Волоса (Велеса) и поклонялись ему как богу, имеющему попечение над скотом.

Chleb1.jpg

При окончании жатвы на своей полосе последнюю горстью сжатой соломы старший в семействе, обрав все серпы у своей семьи, обвёртывает их и, принеся домой кладёт в передний угол, и все при этом молятся.

Некоторые имеют обыкновение, после того как их полоса совершенно сжата, кататься на ней, приговаривая: "Жнивка! Жнивка! Отдай мою силку, на пест, на мелион, на колотило, да на молотило и на криво веретьионо".».

(Из книги М. Забылина "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия (1880).)
                                                                                                             

К сожалению, на сегодняшний день в России не существует ярких и интересных традиций празднования сбора урожая: никто больше не запасается впрок зерном и не возносит хвалу природе за ниспосланные дары. На третий, или Хлебный, или Ореховый Спас, или Спожинки люди покупают свежие орехи, некоторые освящают их вместе с хлебом в церкви, а все прочие занимаются «ореховыми» гаданиями. 

Автор материала: И. Егорова (aka_silikus)