Закрыть

Возрастные нарушения памяти

Просмотров: 7035

* Сейчас нет активных акций от партнёров

Статья

– или изменения когнитивных функций, по данным нейропсихологических методов исследования, происходят в возрасте от 40 до 65 лет. Хорошо известен тот факт, что люди пожилого возраста хуже усваивают новую информацию по сравнению с другими, более молодыми возрастными категориями.

Возрастные нарушения памяти

Это может несколько затруднять обучение пожилых новым навыкам и усвоение неизвестной ранее информации. В то же время физиологическая забывчивость, никогда не распространяется на текущие или отдаленные события жизни, а также на общие знания, полученные в молодом или среднем возрасте. В результате пожилым лицам требуется больше времени для выполнения аналогичного объема умственной работы, что всегда сопровождается выраженной утомляемостью при выполнении упражнений. Визуально представленная информация запоминается ими лучше, чем слухоречевая. Снижение памяти, как правило, сочетается с рядом других изменений со стороны когнитивных функций. Последние касаются прежде всего времени реакции на происходящее, которое имеет тенденцию к увеличению.

Причины Возрастных нарушений памяти

Пожилой возраст, безусловно, предрасполагает к развитию нарушений мнестической функции. Это связано с целым рядом вызываемых старением изменений:

Во-первых, в процессе физиологического старения головной мозг претерпевает ряд структурных, нейрофизиологических и нейрохимических сдвигов, которые уже сами по себе могут быть причиной ослабления памяти, внимания и других когнитивных функций;

Во-вторых, с возрастом уменьшается нейрональная пластичность - способность нейронов головного мозга изменять свои функциональные свойства в зависимости от меняющихся условий внешней среды - это приводит к уменьшению компенсаторных возможностей головного мозга при различных патологических состояния;

В-третьих, пожилой возраст является сильным и независимым фактором риска развития разного рода сосудистых и дегенеративных заболеваний (которые сопровождаются нарушением памяти), при этом изменения церебральных метаболических процессов, связанные с гормональной перестройкой и энергодефицитом в организме в целом, влекущим за собой развитие регионарной ишемии с явлениями оксидантного стресса, уменьшение активирующих влияний на кору головного мозга со стороны неспецифических активирующих церебральных структур; накопление повреждений в результате этого процесса приводит к возраст-зависимому повреждению тканей, местному воспалению, канцерогенезу и, наконец, к старению.

В-четвертых, у пожилых могут возникать функциональные нарушения памяти на тревожно-депрессивных нарушений, при которых жалобы на снижение памяти – типичный симптом; повышенная частота тревожно-депрессивных расстройств в пожилом возрасте обусловлена изменении социального статуса, утрате близких родственников, возникновении хронических заболеваний; следует, однако, оговориться, что наличие депрессии еще не означает отсутствия органического поражения головного мозга; напротив, эмоциональные расстройства типичны для многих органических заболеваний ЦНС, например, болезни Паркинсона, деменции с тельцами Леви, сосудистой мозговой недостаточности и др.

Как показывает качественный нейропсихологический анализ изменений когнитивной сферы у большинства пожилых людей, в их основе лежит нарушение нейродинамики когнитивных процессов, что традиционно связывают с дисфункцией глубинных отделов головного мозга. Консерватизм, формирующийся ввиду трудности смены алгоритма действий, т.е. определенная интеллектуальная инертность, может также рассматриваться как нейропсихологический симптом вторичной дисфункции лобных отделов головного мозга. Легкая лобная дисфункция в пожилом возрасте выявляется также с помощью методов современной функциональной нейровизуализации.

Выраженность возрастного физиологического ухудшения когнитивных функций индивидуальна. При так называемом «успешном старении» человек полностью или почти полностью сохраняет мнестический и интеллектуальный потенциал и даже в самом преклонном возрасте ничуть не уступает молодым в памяти и других когнитивных способностях. Предполагается, что к «успешному старению» предрасполагают конституциональные особенности индивидуума, здоровый образ жизни, интенсивная интеллектуальная деятельность в молодые и средние годы жизни. В других случаях возрастные изменения когнитивных функций могут быть более выраженными, вызывать субъективное беспокойство, а порой - объективные трудности в повседневной жизни. Такие пациенты регулярно обращаются к неврологам и другим специалистам с жалобами на повышенную забывчивость или другие когнитивные нарушения.

Критерии Возрастных нарушений памяти

В 1994 г. Международной психогериатрической ассоциацией при ВОЗ был предложен термин «возрастное когнитивное снижение» (англ. аging-аssociated сognitive decline) для определения понятия ослабления памяти и внимания возрастного характера. Тогда же были разработаны диагностические критерии этого состояния. Диагностические критерии связанного со старением когнитивного снижения, разработанные Международной психогериатрической ассоциацией ВОЗ:

критерии включения:

  • когнитивные нарушения, отражаемые в жалобах пациента или его ближайшего окружения;
  • постепенное развитие нарушений и их наличие в течение минимум 6 месяцев;
  • нарушения в одной из следующих сфер: памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-пространственной ориентировки;
  • результаты нейропсихологических тестов минимум на одно стандартное отклонение ниже нормы, разработанной для данной возрастной группы.

критерии исключения:

  • наличие умеренного когнитивного расстройства по критериям МКБ-10;
  • наличие соматической патологии, способной привести к когнитивным нарушениям;
  • органическая патология головного мозга;
  • выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства: депрессия, тревога, делирий и др.;
  • употребление психоактивных веществ.

Согласно указанным критериям, о синдроме «возрастного когнитивного снижения», не связанном очевидным образом с каким-либо установленным соматическим, неврологическим или психическим заболеванием можно говорить в случаях ухудшения одной или нескольких когнитивных способностей, отклоняющихся от среднестатистических показателей для данной возрастной группы, превышающих их, но не достигающих выраженности деменции.

Таким образом, синдром «возрастного когнитивного снижения» занимает промежуточное положение между нормальным старением и патологическими изменениями, обусловленными органическим поражением головного мозга. По эпидемиологическим данным, распространенность «возрастного когнитивного снижения» составляет не менее 40% среди лиц старше 50 лет. ! Однако в повседневной клинической практике провести грань между «физиологическим» и «патологическим» ухудшением когнитивных способностей в пожилом возрасте весьма сложно, а нередко вообще не представляется возможным. Это связано, в частности, с тем, что у большинства пожилых лиц имеется одно или несколько хронических соматических или неврологических заболеваний, из которых многие потенциально могут оказывать отрицательное влияние на когнитивные функции.

Диагноз Возрастных нарушений памяти

Выявление возрастных нарушений памяти должно проводиться при помощи простейших методик у на амбулаторном этапе участковыми врачами и врачами общей практики, что позволит сократить количество пациентов с деменцией, своевременно проводить терапию и профилактику развития тяжелого когнитивного дефицита.

Необходимым является проведение нейропсихологического обследования с целью ранней диагностики когнитивных нарушений еще до возникновения дезадаптации в повседневной жизни. Для точной дифференциальной диагностики используют специальные методики, стимулирующие внимание пациентов на этапе запоминания. Например, больного просят рассортировать предъявляемые слова по смысловым группам (растения, животные и т. д.), а затем название группы используется в качестве подсказки при воспроизведении. При физиологическом снижении памяти подобная стимуляция внимания выравнивает показатели пожилых и молодых лиц.

Однако при относительно мягкой патологической забывчивости (например, на наиболее ранних стадиях органического поражения головного мозга) нейропсихологические методы исследования могут давать ложноотрицательные результаты, поэтому с практических позиций активные жалобы на забывчивость всегда следует считать патологическим симптомом. Этот симптом может иметь как органический, так и функциональный (психогенный) характер, что требует дополнительного исследования.

В медицинской практике используют следующие нейропсихологические тесты: краткую шкалу оценки психического статуса, шкалу деменции Маттиса, батарею тестов для оценки лобной дисфункции, тест рисования часов. Для оценки степени влияния когнитивных расстройств на повседневную жизнь необходима беседа с родственниками пациента или его сослуживцами. На этапе легких когнитивных расстройств, не достигающих стадии деменции, точный нозологический диагноз не всегда возможен из-за незначительности нейропсихологической симптоматики, иногда только субъективного характера расстройств. Нередко, чтобы удостовериться в патологическом характере нарушений и четко определить нозологическую принадлежность случая, необходимо длительное наблюдение за больным.

Дисметаболические нарушения в результате соматического или эндокринного заболевания, нарушения питания, интоксикации также могут быть причиной нарушений памяти и внимания в пожилом возрасте или могут усугублять нарушения, связанные со структурным поражением головного мозга. Среди дисметаболических причин когнитивных расстройств наиболее важно отметить гипотиреоз, печеночную недостаточность, хроническую гипоксемию в результате дыхательной недостаточности или сонных апноэ, дефицит цианокобаламина и фолиевой кислоты, злоупотребление алкоголем и психотропными препаратами. В случае нарастания мнестических расстройств необходимо использовать нейро-визуализационные методики (КТ, МРТ).

Коррекция Возрастных нарушений памяти

К сожалению, многие врачи-клиницисты считают, что нарушения памяти – возрастная проблема, не требующая коррекции. Отсутствие полной уверенности в патологическом характере нарушений и в конкретном диагнозе не должно быть поводом для бездействия врача, поскольку именно на этапе легких когнитивных нарушений патогенетическая терапия имеет наибольшие шансы на успех. Врачу-клиницисту необходимо соблюдать следующее правило: лучше предупредить или замедлить патологические нарушения, чем длительно и не всегда эффективно их лечить. После тщательного диагностического обследования физиологические возрастные изменения памяти необходимо корригировать препаратами полимодального действия, с комплексными антиоксидантными, антигипоксическими и нейро-протекторными свойствами, позволяющих осуществлять коррекцию дисметаболических расстройств, воздействие на микроциркуляцию, церебральный метаболизм и нейротрансмиттерную недостаточность, являющуюся основой когнитивных расстройств. Применение такого комплексного подхода способствует уменьшению выраженности произошедших нарушений и, вероятно, снижает темп их прогрессирования.